C++ 3d.Комментарии

Этап выявление классов


Например, в математике окружность -- это частный случай эллипса, но в большинстве программ окружность не нужно выводить из эллипса, или делать эллипс потомком окружности.

Думаю, что стоит поподробнее рассмотреть данный конкретный случай, т.к. он иллюстрирует довольно распространенную ошибку проектирования. На первый взгляд может показаться, что идея сделать класс Circle производным от класса Ellipse является вполне приемлемой, ведь они связаны отношением is-a: каждая окружность является эллипсом. Некорректность данной идеи станет очевидной, как только мы приступим к написанию кода.

У эллипса, кроме прочих атрибутов, есть два параметра: полуоси a и b. И производная окружность их унаследует. Более того, нам нужен один единственный радиус для окружности и мы не можем для этих целей использовать один из унаследованных атрибутов, т.к. это изменит его смысл и полученный от эллипса код перестанет работать. Следовательно мы вынуждены добавить новый атрибут -- радиус и, при этом, поддерживать в корректном состоянии унаследованные атрибуты. Очевидно, что подобного рода наследование лишено смысла, т.к. не упрощает, а усложняет разработку.

В чем же дело? А дело в том, что понятие окружность в математическом смысле является ограничением понятия эллипс, т.е. его частным случаем. А наследование будет полезно, если конструируемый нами объект содержит подобъект базового класса и все унаследованные операции для него имеют смысл (рассмотрите, например, операцию изменения значения полуоси b -- она ничего не знает об инварианте окружности и легко его разрушит). Другими словами, объект производного класса должен быть расширением объекта базового класса, но не его частным случаем (изменением), т.к. мы не можем повлиять на поведение базового класса, если он нам не предоставил соответствующих возможностей, например в виде подходящего набора виртуальных функций.



Содержание раздела